Главная / СТАТЬИ /
БИБЛИОТЕКА САМОЦВЕТОВ
КАТАЛОГ КАМНЕЙ-САМОЦВЕТОВ
ЗНАНИЯ О КАМНЯХ-САМОЦВЕТАХ
ПОВЕРЬЯ И ЛЕГЕНДЫ О САМОЦВЕТАХ
ПОЛЕЗНО ОТ СПЕЦИАЛИСТОВ
КАМНИ ПО ГОРОСКОПУ
КАМНИ ДЛЯ ДОМА И СЕМЬИ
ВАШИ ЛИЧНЫЕ ПОМОЩНИКИ
ИСТОРИЯ В КАМНЕ
САЙТЫ О САМОЦВЕТАХ
ИНТЕРЕСНЫЕ ССЫЛКИ
Камни Фен-шуй Обработка и применение самоцветов Камни Рака Стас Садальский в ювелирном салоне DENISOV & GEMS Восточный гороскоп - Крыса Профессиональные секреты Восточный гороскоп - Cобака Как остаться красивой даже в жару Восточный гороскоп - Коза (Овца) Брызги неба: легенды о сапфирах Камни Овена Камни дней недели Камни имени Камни Козерога Камни Стрелеца Бык в мифах и Зодиаке Камни Телеца Сверкающие талисманы Деми Мур Камни Близнецов Павлиний трон – сокровище Великих Моголов Восточный гороскоп - Лошадь Зодиакальный гороскоп Юмор — панацея от всех бед Возникновение самоцветов в истории Камни 12-ти месяцев Восточный гороскоп - Бык (Вол) Восточный гороскоп - Обезьяна Таможенные правила Камни семи чакр Восточный гороскоп - Дракон Какие украшения выбирают героини «Секса в большом городе — 2»? Помощники в делах Звенигородский камень, исполняющий желания Определение подделок Камни цвета глаз Как выбирать кольца Камни Весов Камни Льва Критерии стоимости Восточный гороскоп - Петух Восточный гороскоп - Змея Будущим мамам Домашние лекари Очищение и уход Камни Скорпиона Восточный гороскоп - Кот (Кролик) Названия-синонимы Застывшая роса веков: жемчужные легенды Русские ученые разгадали секрет цветного золота Ангел-хранитель для малыша Камни на свадьбу Восточный гороскоп Камни группы крови Талисманы и обереги Камни лунного календаря Камни Девы Золотые слезы солнца: янтарные мифы На пути к совершенству Горные духи в легендах и мифах В делах сердечных… Восточный гороскоп - Cвинья (Кабан) Классификация драгоценных камней Купите мне жемчуг жемчужного цвета... История выдающихся месторождений Камни в мифах и легендах славян Виды огранки Металлы и сплавы Камни Водолея Камнерезные техники Инь-Ян камни Тайная сила татуировки. Изображения, меняющие нашу жизнь. Восточный гороскоп - Тигр Новогодние свечи - лучший подарок 2016 Граф Калиостро и ожерелье Марии Антуанетты Новый год по фэн-шуй. Как обустроить свой дом к празднику. Камни Рыб Загадка Изумрудного Будды
РЕКЛАМНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

СТАТЬИ

Драгоценный сосуд: история вазы

История вазы насчитывает не одну тысячу лет. Она началась с неуклюже слепленных из глины сосудов, которые имели практическое назначение вместилищ для хранения жидкостей и продуктов, и до сих пор продолжается – во всех возможных видах, назначениях и материалах. Но самые ценимые людьми вазы, конечно, были и остаются те, что сделаны из драгоценных металлов, украшены самоцветами или целиком выточены из природных камней. А предназначение таких драгоценных сосудов определяется им под стать.

Главным в определении вазы, о чем часто забывают люди, когда, к примеру, дарят вазу в подарок, является не столько красивая отделка или материал (хотя это тоже важно), сколько изящная форма. Тогда ваза становится вазой, а не просто сосудом, и на нее приятно смотреть – и это и будет одним из ее предназначений. Сегодня вазы используют, в основном, для того, чтобы ставить в них цветы – практично, но с этой целью можно использовать любую емкость, поэтому все-таки главным остается общее впечатление: то, как смотрятся в вазе цветы, и то, как ваза смотрится в интерьере (пусть и без цветов). И здесь этот символический предмет становится своего рода связующим звеном, акцентом, даже ритмом интерьера, если он парный.

Ваза невероятно популярна в качестве подарка, причем не только в последнем тысячелетии; их подносили скифским правителям подчиненные ими города, их дарили римским императорам. И, как и раньше, драгоценные вазы из золота, серебра с самоцветами могут себе позволить лишь некоторые люди; с каменными вазами ситуация изменилась: теперь они вполне доступны всем, а с появлением новых минералов выбор цвета и рисунка камня практически неограничен. Чароит, единственное в мире месторождение которого находится в Якутии, стал излюбленным камнем для изготовления ваз. Классическая ваза из чароита на ножке с узким горлом, кромка которого загнута наружу, есть в коллекции «Галереи самоцветов». В Древнем Риме такую роскошь могли себе позволить только члены высшего сословия. Известно, что римский император I века Нерон очень любил каменные вазы и даже коллекционировал их. Однажды, когда одна из ваз разбилась, он приказал тщательно сохранить ее осколки.

Античность – время ваз. В античное время существовало множество разновидностей сосудов, в зависимости от их формы и применения. У всех них были свои названия. Маленькие вазочки (амфориски) из многослойного сардоникса с резной поверхностью считались в те времена наиболее дорогими. В них хранили благовония, например, нард, который получали из растения семейства валерьяновых, в русском языке именуемого мускусным корнем. Нард использовался как парфюмерное и лечебное средство. Таким образом, маленькие вазочки служили для хранения косметических и медицинских препаратов.

Одна такая ваза находится в Санкт-Петербургском Эрмитаже; ее высота всего девять сантиметров, и она имеет такую же, как и современные классические вазы, форму, с узким горлышком и ножкой, но античная резьба I в. н.э., покрывающая больше половины ее тулова, великолепна по красоте и сложности исполнения (ножка и горло добавлены позже). На трехслойном сардониксе изображена сложная композиция из пятнадцати фигурок мифических персонажей; действие происходит на облаках, которые вырезаны из белого слоя камня, а одежда персонажей – из коричневого слоя. Сюжет этой вазы обычно описывают фразой «страдающая Психея», имея в виду ее страдания от любви в мифе об Амуре и Психее. Психея изображена со связанными руками, коленопреклоненной перед Венерой, рядом с которой расположились богиня любовного убеждения Пейто и Гименей, покровитель брачных уз. Амур представлен в четырех ипостасях, в том числе гонящимся за бабочкой. На другой стороне вазы изображены Аполлон и Диана на троне. Вся эта сложная композиция имеет простую символику: Психея – невеста, страдающая от любви, бабочка – душа, этой любовью объятая, Диана и Аполлон – непорочность и таланты невесты, а Пейто и Гименей подтверждают назначение вазочки – подарок невесте.

История этой вазочки весьма богата событиями. Не однажды она реставрировалась и меняла своих высокопоставленных хозяев. Раньше она имела ручки. Установлено, что вазочка принадлежала Людовику XIV и Людовику XV, а до этого, в XVII веке – французскому кардиналу Мазарини, который был страстным коллекционером изделий из самоцветов, собравшим более пятисот предметов из агата, аметиста, аквамарина, гелиотропа, горного хрусталя и прочих камней. Эрмитажная вазочка помечена в описи его коллекции как «агатовая ваза». А до Мазарини ваза была собственностью семьи Медичи. Вполне возможно, что она была в коллекции Нерона, которому предположительно подарила ее на свадьбу его мать Агриппина, делавшая обширные заказы в императорской камнерезной мастерской.

В коллекции кардинала Мазарини была и другая ваза в виде закрытой чаши, которая хранится ныне в Парижском Лувре, в галерее Аполлона. «Большая ваза из изумрудной друзы в форме чаши» – так она значится в описи коллекции Мазарини. Изумрудная друза – вовсе не кристаллы изумруда; так во Франции называли красивый зеленый камень с желтыми пятнышками, теперь известный как хроможадеит. Этот самоцвет встречался когда-то в Европе в небольших кусках, но запасы быстро истощились. Чаша из этого камня изготовлена миланскими мастерами в XVI веке, а ее драгоценная оправа – в Париже, веком позже.

Древние сосуды употреблялись для хранения хозяйственных припасов, как сыпучих, так и жидких, а также для смешивания напитков, для черпания, питья и просто для украшения помещений. На Крите во второй половине XVI века до н.э. оливковое масло и зерно хранили в больших амфорах с сужающимся острым дном: ставить их не было необходимости, так как они хранились в специальных кладовых с глубокими ямами, в которые и устанавливались. Все они были из глины; глиняными были и все прочие сосуды, использовавшиеся в хозяйстве: коробочки с крышками – пиксиды; широкие чаши-кратеры с ручками для смешивания вина и воды; большие амфоры-пифосы без ручек, кувшины и конусовидные чашки. Тарелок не было: пекли большие круглые хлебцы, на которые и клали еду.

Многие вазы и чаши из глины подражают изделиям из металла и камня: это видно по их смелой, несвойственной этому материалу форме, рисунку («агатовые» полоски), накладным золотым листам. Из металла и камня делали пиршественные, а также ритуальные сосуды, которые были атрибутами религиозных обрядов и которые подносили в дар богам или клали в могилы богатых умерших, по принципу «самое дорогое – для самых важных целей». Подобные драгоценные сосуды дарили и людям – в качестве наград на разного рода состязаниях.

Культура острова Крит, которую принято называть минойской (от имени полулегендарного древнего царя Крита Миноса), известна своим поклонением священному быку. Ритуальные сосуды, принимавшие участие в религиозных действах, изготавливались из камня, которому придавалась форма головы быка. В знаменитом огромном критском дворце в Кноссе, вероятном прообразе мифического критского лабиринта, найдены великолепные образцы работы древних камнерезов. Одна из таких работ – ваза в виде головы быка из черного стеатита с деревянными рогами, обложенными золотыми листами. Она выполнена с большим мастерством, очень реалистично: переданы складки кожи на шее быка, завитки шерсти между рогами, а искусная инкрустация подчеркивает сходство: белым перламутром выложены ноздри, глаза сделаны из горного хрусталя и подсвечены краской, что придает взгляду удивительную живость. В такие культовые сосуды-ритоны жидкость наливалась через отверстие в темени головы, а выливалась через маленькое отверстие в морде.

Так же были устроены и более поздние, чем минойские, греческие ритоны; греки очень многое переняли у критян. Также в Кноссе был найден ритон в виде головы львицы из желтовато-белого мраморовидного известняка. Ноздри львицы и глазницы выложены красной яшмой, а сами глаза сделаны из горного хрусталя.

Но, пожалуй, самой впечатляющей работой критских мастеров является ритон, целиком выточенный из горного хрусталя, вернее, из той его разновидности, которую иногда называют льдистым кварцем. Это сосуд округлой формы с сужающимся книзу заостренным дном и небольшим, невысоким горлом; форма типична, но не материал. Красивый вид ритону придает изогнутая ручка из бронзовой проволоки, на которую нанизаны круглые хрустальные и фаянсовые позолоченные бусы. Плечики ритона тоже украшены бусинами: плоские позолоченные бусины разделяют уплощенные цилиндрические из горного хрусталя. Вряд ли это был обычный предмет, скорее, он использовался в ритуальных действах.

В древнегреческих легендах есть упоминание о Крите как о родине искусства обработки металла: глубоко в горах древние кузнецы – тельхены – делают оружие и прочие дорогие изделия. Критяне вполне могли использовать пещеры в горах в качестве природных кузниц, тем более что в одной из пещер найдены сотни готовых мечей, кинжалов, листов золота, слитков бронзы. Сами же греки заимствовали у критян не только приемы работы с металлом, но и самый популярный орнамент металлических сосудов – спирали.

Греки делали вазы и на заказ, для «иностранцев», например, в IV веке н.э. для скифов, которые известны своим «звериным» стилем в ювелирном искусстве. А вот золотые вазы и прочие сосуды из скифских захоронений имеют совершенно иную, реалистическую тематику и явно не применялись по назначению. Это и есть изделия греческих мастеров, которым платили за работу достаточно для того, чтобы они приезжали и прямо на месте наблюдали за жизнью скифов, а затем воплощали сцены из нее в металле. Готовые вещи скифами не использовались, так как правители копили их для загробной жизни: все драгоценные вещи хоронились вместе с хозяином.

Именно греческие амфоры, чаши и вазы стали одним из основных элементов классического стиля, возникшего в эпоху Ренессанса, когда все эти сосуды итальянцы начали выкапывать из-под земли. Парные вазы, которыми оформляли входы, камины, оконные проемы и другие элементы интерьера, не требовали никакого наполнения и являлись самодостаточными предметами. В эпоху ампира парные вазы прочно укрепились даже в качестве архитектурных элементов. Классические «имперские» чаши и вазы из малахита есть и в коллекции «Галереи самоцветов». Такие вазы всегда ставятся на постамент, в данном случае из малахита, с накладными позолоченными бронзовыми накладками в виде лент.

В музеях мира хранится большое количество ваз, которые поражают современных людей, задающих всегда один и тот же вопрос: «Как это было сделано?!». И, пожалуй, вазы можно назвать предметом в этом плане таинственным, почти сказочным. Действительно, каким образом три-четыре тысячи лет назад можно было выточить из камня вазу с гладким яйцевидным дном и так ее сбалансировать, что она не заваливается и стоит идеально ровно, а площадь соприкосновения дна с поверхностью, на которой она стоит – как у яйца? Это и сейчас достаточно труднодостижимо, даже в керамике.

Однако и мы зря отказываем своим предкам в изобретательности, сноровке и таланте. Ведь умудрялся же первобытный человек откалывать от твердого кремня куски так, чтобы получить острый, как бритва, наконечник – без всяких инструментов. Имея гончарный круг, те же египтяне вполне могли обтачивать куски камня, и для этого совсем необязательно потеть самим: можно применять силу домашних животных. Даже в XVIII веке российские камнерезы обладали подчас тем же набором приспособлений, что и их древние коллеги, а их произведения стоят в Эрмитаже: та же Царица ваз из зеленой колыванской волнистой яшмы, самая большая ваза в мире. Царица ваз сделана в виде овальной чаши на ножке. Чаша по большому диаметру – больше пяти метров и вырезана из цельного куска яшмы.

Но самое загадочное в вазе – ее древний символизм: это утроба богини-матери и в то же время драгоценный сосуд, источник процветания, здоровья и долгой жизни. Ваза в виде чаши обладает древним магическим значением во многих культурах. В ирландских легендах в магических чашах на пирах никогда не кончалась пища; кельтский волшебный котел дарует плодородие и изобилие, а знаменитая чаша священного Грааля дает бессмертие, отпущение грехов и прочие блага. Одновременно с этим чаша – это судьба человека («да минует меня чаша сия»), чаша жизни, из которой мы пьем. У вазы есть и другое значение: ее часто сравнивают с душой человека или его сердцем, проводя аналогии «разбитая ваза – разбитое сердце». В стихотворении известного французского поэта XIX века Армана Сюлли-Прюдома «Разбитая ваза» тоже есть это сравнение:

…А вазе уж грозит нежданная беда!
Увял ее цветок, ушла ее вода...
Не тронь ее: она разбита.
Так сердца моего коснулась ты рукой…
От всех его страданье скрыто,
Но рана глубока и каждый день растет...
Не тронь его: оно разбито.

Может, поэтому нам так неуютно, когда мы нечаянно разбиваем вазу – хранилище тайн, драгоценный сосуд души, сокрытой от чужих взоров.

Версия для печати
Отправить ссылку другу

Ольга Грачева для «Галереи Самоцветов»
Дата публикации: 24.11.2009 г. Оценка: отлично  Просмотров: 18233
  на правах рекламы  
   
  конец рекламного блока  
   

Подписаться на e-mail рассылку
Подписаться по RSS

ДРУГИЕ ПУБЛИКАЦИИ РАЗДЕЛА:

Мистическая Гватемала, населенная потомками майя, прячется в тропических лесах Центральной Америки. Девственная природа, вулканы и озера, небоскребы столицы и древние храмы, танцы шаманов и волнующий океан – это рай, который нужно увидеть своими глазами... Там, где вулканы, есть опал Республика Гватемала, самая северная из Центральноамериканских республик, граничит на севере и западе с ... (читать подробнееe)
Дата публикации: 03.08.2017 г. Оценка: отлично  Просмотров:
Вы еще сомневаетесь, отдыхать ли летом в России? Тогда мы расскажем об удивительных местах, которые заставят непременно влюбиться в них и возвращаться сюда вновь и вновь. Благословенная Тыва расположена в сердце Азии, на юге Восточной Сибири, в верховьях Енисея. Потрясающее по своей истории, природе и культуре место. Контрастная, удивительная, противоречивая, полная ... (читать подробнееe)
Дата публикации: 14.07.2017 г. Оценка: отлично  Просмотров:
На планете не так много мест, где в первозданной красоте и силе сохранились древнейшие памятники человеческой цивилизации, где сокровища лежат прямо под ногами, а время замедляет бег для того, чтобы человек мог остановиться и запечатлеть в памяти и сердце невиданные доселе чудеса этого мира... ЮВЕЛИРНАЯ МЕККА Далекий и близкий Узбекистан, самая загадочная ... (читать подробнееe)
Дата публикации: 20.06.2017 г. Оценка: отлично  Просмотров:
Мы не очень много знаем об этой стране: по военным кадрам другой эпохи сложено весьма странное представление. И оно сегодня ничего общего не имеет с действительностью. Настоящий Вьетнам – это уникальный мир с древними храмами неизвестных цивилизаций и потрясающая природа национальных парков, здоровая еда, отличные курорты с европейским ориентиром.   Музей под ... (читать подробнееe)
Дата публикации: 17.05.2017 г. Оценка: отлично  Просмотров:
Белый, мягкий, бархатный песок, шелковые волны Средиземного моря, молчаливая Сахара, руины великого Карфагена и целительные процедуры талассотерапии. Отдых для тех, кому по душе созерцание и спокойствие, восстановление здоровья и пища для ума. Карфаген и талассотерапия Колонизаторы-французы в свое время положили начало оздоровительной технологии под названием «талассотерапия» (в переводе с греческого означает лечение ... (читать подробнееe)
Дата публикации: 04.04.2017 г. Оценка: отлично  Просмотров:

Показать все публикации раздела


ВАШЕ МНЕНИЕ О ПУБЛИКАЦИИ
Ваше имя:
Введите числа с картинки:
Ваша оценка:
отлично
хорошо
удовлетворительно





НАЖМИТЕ "МНЕ НРАВИТСЯ", ЧТОБЫ СЛЕДИТЬ ЗА НАШИМИ ПУБЛИКАЦИЯМИ!



НОВОСТИ
Евгений Князев и Елена Дунаева в премиум-салоне Denisov & Gems на Арбате
Евгений Князев и Елена Дунаева в премиум-салоне Denisov & Gems на Арбате
Евгений Князев, народный артист России, лауреат Государственной премии РФ, профессор,...
(читать подробнее)
КАМЕНЬ МЕСЯЦА
Тектит. Редкий инопланетный минерал.
Тектит. Редкий инопланетный минерал.
Название произошло от древнегреческого слова tektos — расплавленный. Тектиты —...
(читать подробнее)
ЛЕЧЕНИЕ КАМНЯМИ
Хризолит. Зеленый аристократ
Хризолит. Зеленый аристократ
В природе существует самая ценная разновидность оливина – камень хризолит....
(читать подробнее)
МАГИЯ И КАМНИ
Завещание или путь в бездну.
Завещание или путь в бездну.
Сколько приличных, близких друг другу людей оказывались в сложной и...
(читать подробнее)
СТАТЬИ
Гватемала. Земля древней цивилизации и сокровищ.
Гватемала. Земля древней цивилизации и сокровищ.
Мистическая Гватемала, населенная потомками майя, прячется в тропических лесах Центральной...
(читать подробнее)
ВОПРОС - ОТВЕТ
Знаете ли вы, что...
Знаете ли вы, что...
Бирюза - считается главным камнем лета из-за своих особенных минеральных...
(читать подробнее)
МОДА И СТИЛЬ
Цветок папоротника .Коллекция "Императрица" бренд "Denisov & Gems"
 Цветок папоротника .Коллекция
Мы начинаем знакомить наших читателей с именной коллекцией ювелирных украшений...
(читать подробнее)
ЖЕНСКИЕ ТАЙНЫ
Роза Сябитова: Не сотвори себе кумира из денег.
Роза Сябитова: Не сотвори себе кумира из денег.
Деньги – это одна из самых необходимых и приятных вещей...
(читать подробнее)
ИЗ ЖИЗНИ ЗВЁЗД
Драгоценная роза для Розы Сябитовой
Драгоценная роза для Розы Сябитовой
Популярная телеведущая Первого канала, народная сваха Роза Сябитова с размахом...
(читать подробнее)
СОННИК
Сонник (слова на букву А)
Сонник (слова на букву А)
АБАЖУР: ожидай милости; бумажный — уныние. АББАТ: видеть — благополучие и...
(читать подробнее)
СКАЗКИ
"Похищение"

105 глава Полученный отказ только распалил моего непутевого батюшку. Он...
(читать подробнее)
ВАШЕ МНЕНИЕ
Поделитесь своим мнением о
журнале «ПРЕКРАСНЫЕ ВЕСТИ»

ВАШЕ ИМЯ:


E-MAIL:


СООБЩЕНИЕ:

Защита от роботов

ПРОВЕРОЧНЫЙ КОД:
Адуляр | Алмаз | Альмандин | Амазонит | Аметист | Аметрин | Аммонит | Ангидрит | Андалузит | Апатит | Арагонит | Аргиллит | Астрофилит | Авантюрин | Агальматолит | Агат | Азурит | Аквамарин | Актинолит | Александрит | Балин | Белемнит | Беломорит | Бенитоит | Берилл | Бирюза | Бычий глаз | Бриллиант | Бишофит | Варисцит | Везувиан | Верделит | Гагат | Галиотис | Галит | Гелиодор | Гелиотроп | Гематит | Гессонит | Гиалит | Гиацинт | Гидденит | Глазковые кварцы | Горный хрусталь | Гранат | Гроссуляр | Демантоид | Джеспилит | Динобон | Диопсид | Диоптаз | Доломит | Жадеит | Жемчуг | Змеевик | Здраволит | Изумруд | Иолит | Кальцит | Кахолонг | Кварц | Кианит | Клиногумит | Клинохлор | Коралл | Кордиерит | Корнерупин | Корунд | Кошачий глаз | Кремень | Кунцит | Лабрадор | Лазулит | Лазурит | Лунный камень | Магнетит | Малахит | Микроклин | Молдавит | Морганит | Морион | Мосит | Нефрит | Нефритоид | Обсидиан | Оливин | Олигоклаз | Оникс | Опал | Офиокальцит | Пегматит | Перидот | Перламутр | Петерсит | Пирит | Пироксенит | Пренит | Раухтопаз | Родолит | Родонит | Родохрозит | Розовый кварц | Рубеллит | Рубин | Рыбий глаз | Сагилит | Сапфир | Сардоникс | Селенит | Сугилит | Серафинит | Сердолик | Серпентин | Симбирцит | Скаполит | Содалит | Соколиный глаз | Ставролит | Солнечный камень | Талькохлорит | Танзанит | Тигровый глаз | Тингуаит | Томсонит | Топаз | Турквенит | Турмалин | Улексит | Флюорит | Фуксит | Фианит | ХалцедонХризоберилл | Хризоколла | Хризолит | Хризопраз | Хромдиопсид | Хромит | Целестин | Целестит | Циркон | Цитрин | Цоизит | Чароит | Шайтанский переливт | Шунгит | Шпинель | Эвдиалит | Эвклаз | Энстатит | Эпидот | Янтарь | Яшма
МОНИТОРИНГ:
Условия использования материалов сайта