WWW.PREVESTI.RU

История ордена Золотого Руна Распечатать

«Вообще зима прошла в больших трудах. Брильянтов великий комбинатор достал только на четыреста тысяч… Мощная выя командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста с надписью «Во имя отца и сына и святого духа»... Поверх креста на замечательной ленте висел орден Золотого Руна – литой барашек. Орден этот Остап выторговал у диковинного старика, который, может быть, был даже великим князем, а может и камердинером великого князя. Старик непомерно дорожился, указывая на то, что такой орден есть только у нескольких человек в мире, да и то большей частью коронованных особ.

– Золотое Руно, – бормотал старик, – дается за высшую доблесть!

– А у меня как раз высшая, – отвечал Остап, - к тому же я покупаю барашка лишь постольку, поскольку это золотой лом.

Но командор кривил душой. Орден ему сразу понравился, и он решил оставить его у себя навсегда в качестве ордена Золотого Теленка».

И. Ильф, Е. Петров «Золотой теленок».


Одна из самых древних и почетных европейских наград – орден Золотого Руна – была учреждена герцогом Бургундским Филиппом Добрым 10 января 1430 года по случаю бракосочетания с инфантой Португалии Изабеллой в Брюгге, в честь пресвятой девы Марии и апостола Андрея. В то время понятие «орден» означало не просто награду в виде некоего предмета ювелирного искусства, а организацию, Орден рыцарей (как Орден госпитальеров, например), а награда служила знаком отличия человека, ставшего рыцарем Ордена. Так и Филипп создал рыцарскую организацию, «дабы рыцарство охраняло, защищало и поддерживало истинную католическую веру, церковь, спокойствие и благосостояние государства...» Конечно, бургундский герцог преследовал и другие цели: объединение в единую влиятельную и состоятельную организацию представителей правящего сословия; орден должен был связать друг с другом разрозненные владения богатейшего Бургундского дома. Для крупных французских феодалов ордена, союзы, должности и т.д. позволяли прочнее привязать их членов к себе и своей политике. Кроме того, Филипп придал ордену династический и экстерриториальный характер - это означало, что главенство (командорство) в ордене передается по мужской линии и что награждаться могут иностранные лица, которые должны были подчиняться «по рыцарской линии» Магистру, что создало в будущем множество осложнений.

Есть несколько версий, которые объясняют, что же имел в виду основатель ордена, выбрав для него такое название. Понятно, что имеется в виду овечье руно – шкура барана, за которым отправился древнегреческий герой Ясон с аргонавтами в Колхиду (современную Грузию). Но что под этим подразумевал Филипп – то ли аналогию со священным крестовым походом против турок, в который он очень хотел отправиться, то ли семейную легенду, по которой один из предков Филиппа когда-то повторил путь Ясона и попал в плен в Колхиде, то ли, по версии Лафонтена, любовь к некой златокудрой даме – неизвестно, возможно, что все версии в той или иной степени правдивы. К тому же, позже добавились официальные религиозные трактовки символики знака ордена. Так, орден получил второе название – Знак Гедеона – так как с ним стал ассоциироваться библейский эпизод из Ветхого Завета, когда Гедеон (один из судей израильских, народный герой израильтян родоплеменной эпохи) расстилает овечью шерсть, и на нее выпадает роса в знак того, что он победит захватчиков мадианитян. Сам образ руна – символ невинности, агнца, а золото – аллегория высшей духовности, таким образом, поход за Золотым Руном – это путь обретения величия духа, очищения души. Не случайно орден учрежден и в день святого Андрея 10 января: это креститель Бургундии, а древние бургундские короли получили крест именно от него, поэтому андреевский крест называется также бургундским.

Облик самой награды – ордена – за прошедшие века неоднократно менялся, но главные символы остались неизменными до сих пор. Главным знаком является изображение овечьей шкуры – золотого руна, которое изначально носилось на золотой цепи из двадцати восьми звеньев. Руно золотое потому, что им обладал мифический чудесный баран, на котором Зевс поднимался на небеса и который был послан богами, чтобы спасти детей орхоменского царя Афаманта и богини облаков Нефелы — Фрикса и Геллу – от преследований мачехи Ино. Баран поплыл по морю в Азию, но по дороге Гелла упала в море (отсюда Геллеспонт – пролив Дарданеллы). Фрикс добрался до Колхиды и принес барана в жертву Зевсу, а снятое золотое руно подарил царю Колхиды. Оно стало магическим гарантом благоденствия Колхиды.

Самый старый вариант ордена, который можно увидеть на многих парадных портретах европейских монархов, выглядит именно как широкая цепь с подвеской. Руно перехвачено посередине пояском, который крепится к цепи; сама же цепь имеет сложную форму: ее звенья выполнены в виде чередующихся стилизованных кресал и кремней, или иначе говоря, огнива – старинных «спичек», приспособления для розжига огня. Кремень представлял собой конкреции кремнезема, камень, из которого еще древние люди изготавливали наконечники стрел и копий. Если по кремню ударить кресалом – специальной полоской из закаленной стали с мелкими насечками на поверхности, то появится сноп искр, возникающий при воспламенении на воздухе мельчайшей стружки кремня. Искры попадают на материал для розжига (трут) – и – есть огонь. В наши дни тоже можно встретить кресало – в обычных зажигалках.

Причем же здесь огниво? Дело в том, что огниво – это геральдический символ Бургундии и самого Филиппа Доброго. Стилизованные кресала-звенья выполнялись в виде латинской буквы «В» – Burgundia, кремни – в виде плоского овала, покрытого черной эмалью с белыми каплеобразными точками-искрами. Один из девизов ордена – «Ante ferit quam flamma micet» — «Удар падает прежде, чем вспыхнет пламя» — делает смысл символики огнива понятным и красивым. Звено цепи, к которой крепилось золотое руно (всегда головой вправо), изображало кремень с искрами и языками пламени по бокам. Были даже детские цепи. Ношение золотой цепи стало необязательным в XVI веке; было разрешено носить орден на шейной муаровой ленте красного цвета в два пальца шириной.

Со временем орденский знак изменился, на что во многом повлияла мода. Кроме того, в XVIII веке в результате сложного наследования командорства (сыграл свою роль экстерриториальный характер награды) орден разделился на две ветви: австрийскую и испанскую. Монархи-представители двух ветвей стали награждать орденом независимо друг от друга, поэтому зачастую это были очень разные ювелирные изделия. В XVIII веке награды – показатель достатка и высокого положения; их стали богато украшать драгоценными камнями, особо отличился саксонский курфюрст Август Сильный. Пламя часто символизировали красные камни: рубины, гранаты-пиропы. Орден богато украшался бриллиантами, так, что символы ордена (огонь, кремень, кресало, а также трутница) изображались очень символически (особенно в испанском варианте) или вовсе не изображались (ордена XVIII века в дрезденских «Зеленых сводах»). Однако постепенно орден обрел единый стиль: золотое руно крепится к кремню с пламенем, кремень – к изображению трутницы с дугами синей эмали и девизом ордена на них «Pretium Laborum Non Vile» — «Награда не уступает заслуге (подвигу)». Под трутницей располагается сцена битвы Ясона с драконом, который охранял руно. Девиз герцога Филиппа – «Non Aliud» — «Иного не желаю» – размещался на обороте этого звена (остался в австрийском варианте). Завершается композиция золотым звеном в виде ракушки. В таком виде орден Золотого Руна существует и сейчас, однако, хоть и золотой, он украшен только цветными эмалями: красное пламя, синие дуги, черный кремень. Гораздо интереснее варианты орденов, хранящихся в разных сокровищницах мира.

Самый знакомый россиянам вариант ордена хранится в Алмазном Фонде. Нижняя его часть – золотая подвеска в виде овечьего руна, усыпанного бриллиантами. Верхняя часть украшена пятью огромными бразильскими розово-лиловыми топазами чистейшей воды. Если всмотреться, можно увидеть в рисунке бриллиантов очертания языков пламени.

В сокровищнице Дрездена «Зеленые своды» находятся потрясающие своей роскошью гарнитуры, наборы из разных мужских аксессуаров и украшений (эгретов, пряжек, орденов, аксельбантов, кинжалов, шпаг и т.д.). В каждый гарнитур входили два ордена: Золотого Руна и польский Белого Орла. Несмотря на то, что запрещалось носить орден Золотого Руна с другими наградами, это редкий случай, когда обе эти награды надевались одновременно.

В так называемый алмазный гарнитур входит великолепный орден Золотого руна 1755(56) года, украшенный тремя винно-желтыми бразильскими топазами квадратной ступенчатой огранки. Визуально орден делится на четыре части, рсаположенные друг над другом. Нижняя представляет собой собственно золотое руно, выполненное очень натурально, с матовым золотым блеском, усиленным мягкими складками овечьей шкуры. Поясок, перехватывающий ее, украшен крупным бриллиантом. Руно крепится к композиции из бриллиантов в виде языков пламени, с топазом в центре. Две другие части, по форме напоминающие ромб, схожи: они обе украшены растительными мотивами из бриллиантов с топазами в центре. Всего в этом ювелирном шедевре длиной в 10,9 см и шириной в 8 см 369 бриллиантов.

В бриллиантовый гарнитур тоже входил орден Золотого Руна, который был украшен уникальным зеленым Дрезденским бриллиантом весом в 41 карат – самым большим такого цвета. Потом камень переставили в эгрет, в оправу из драгоценных цветов. К слову о знаменитых камнях, знаменитый синий алмаз Хоупа (алмаз Тавернье) тоже был вставлен в орден Золотого Руна при Людовике XV. Вообще для этого ордена всегда подбирались самые красивые и крупные камни, такие, как огромный прозрачный гранат-пироп, найденный в Северной Богемии (ныне Чехия). Обычно чешские гранаты невелики, но этот имеет вес 468,5 карата. Орден Золотого Руна 1749 года с этим камнем и 318 бриллиантами также хранится в «Зеленых сводах». Еще один украшен тремя крупными и редкими рубиново-красными шпинелями (балэ-рубинами). Таким образом, в саксонской сокровищнице несколько орденов, решенных в разных цветовых гаммах, относящихся к разным гарнитурам. Эти уникальные изделия можно было увидеть в Москве, на выставке «Кабинет драгоценностей Августа Сильного», в 2006 году; ныне все они вернулись в Дрезден.

С XVII века орден Золотого руна перестал рассматриваться как союз рыцарей, окружающих сюзерена. Он меняет свой смысл, а знаки принадлежности к нему превращаются в знаки монаршей милости. Но он оставался высшей наградой Европы и имел такое значение, что монархи-обладатели награды чеканили свои монеты, помещая на них изображения этого ордена. Австрийская ветвь более консервативна и сохранила аристократический и религиозный характер; в ней орденом награждают, как и в Средние века, только членов королевских семей и высшую знать, которые должны быть католиками. Практика награждения испанским орденом Золотого Руна более демократична; среди кавалеров ордена есть не только некатолики, но и нехристиане, и просто выдающиеся люди, не относящиеся к высшему сословию. Все ордена, сохранившиеся в сокровищницах мира, являются дорогостоящими и оцениваются в сумму до полумиллиона долларов.

Интересно, что персонаж романов Александра Дюма граф де ля Фер (Атос) является кавалером трех высших европейских орденов: Золотого Руна, Подвязки (Англия) и Святого Духа (Франция), что поражает увидевшего его с наградами кардинала Мазарини, так как такой набор наград могли собрать только монархи. Дюма в большой степени свободно обращался с историческим материалом, но это не умаляет художественных достоинств его произведений, как многочисленные изменения внешнего вида ордена Золотого Руна не умалили его значения и только прибавили ему притягательности. В символике ордена есть что-то по-настоящему привлекательное, возможно, эти древние символы – огонь, шкура животного – будят смутные подсознательные воспоминания, и так и хочется, как Остапу Бендеру, оставить его себе как некую добычу. Неслучайно в битве Остапа с румынскими пограничниками уцелел только орден Золотого Руна – награда за высшую доблесть.
Распечатать
Дата публикации: 31.08.2009 г. << ПРЕДЫДУЩАЯ ПУБЛИКАЦИЯ | СЛЕДУЮЩАЯ ПУБЛИКАЦИЯ >>